Вторник, Ноября 21, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Выборы 2012

Вопрос, с чем выходить на выборы-2012, не менее важен, чем вопрос, кто – Путин или Медведев – на них пойдет. Медведеву еще много нужно сделать, чтобы доказать свое лидерство и завоевать большинство. Но и Путину для победы уже недостаточно текущих антикризисных мер для соответствующего пиара.  

Материал публикуется в рамках экспертной дискуссии вокруг статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед!», вышедшей в «Газете.Ru» 10 сентября 2009 г.

Как говаривал ныне вновь часто вспоминаемый Михаил Сергеевич: «Процесс пошел». И процесс этот не что иное, как праймериз президентских выборов 2012 года, которые теперь вместо кризиса будут составлять основной нерв российской внутриэлитной политики, несмотря на то что этот самый кризис пока еще совсем и не закончился.

После взаимных заявлений Владимира Путина и Дмитрия Медведева о том, что они ничего для себя не исключают, любые действия или бездействия дуумвиров (в том числе и связанные с тем самым кризисом) неизбежно начинают оцениваться правящим классом как тест на серьезность намерений. А в перспективе и как признаки того, произошел ли уже переход от ситуации, когда «все возможно», к искомому «решение принято».

2010 год будет решающим, поскольку сесть и договориться (естественно, пока непублично) нужно явно раньше самого 2012 года. Весной–летом 2011-го уже стартует непосредственно предшествующая президентским выборам парламентская избирательная кампания. Входить в нее, составлять сюжет и партийную партитуру нужно, явно зная мотив и «голос» кульминационного момента пьесы.

Кроме того, своего требует и экономика, которую должно выводить из кризиса и тащить к новым модернизационным рубежам.

Отсутствие политической определенности, как это уже не раз бывало и раньше, создает почти патовую ситуацию для выработки экономической стратегии и ее реализации.

Все это не значит, однако, что политическая модель «правящего тандема» вдруг разваливается или дает сбой. С точки зрения публичной политики, принципов текущей работы и двойной лояльности элит, она и дальше будет оставаться практически неизменной. Некоторые принципиальные подвижки станут более или менее очевидны только после принятия решения по поводу будущих выборов. Пока же «тандемократия» просто переходит в следующую стадию функционирования, неизбежность которой была ясна с самого начала. Собственно, участникам клуба «Валдай» Владимир Путин эту чистую правду недавно и сообщил.

Ведь уже в процессе передачи президентской власти в 2008 году было ясно, что, «как оно там пойдет», до конца непонятно. Нужно сохранять пространство маневра для разных сценариев (и для возвращения Владимира Путина в Кремль, и для постепенной передачи Дмитрию Медведеву все большего объема реальных полномочий и властных функций с последующим его переизбранием на второй срок). И, в конце концов,

«проблема 2012» будет решаться по ходу дела, в зависимости от внешних обстоятельств (которые, кстати, по сравнению с прошлым годом изрядно изменились и еще могут измениться), а также в свое время. Теперь это время медленно, но верно как раз и наступает.

Вроде бы все ясно. Вряд ли кто-то из иных кандидатов сможет вмешаться в эти «праймериз» Путина и Медведева или хотя бы серьезно о себе заявить. Оппозиция никаких признаков новой жизни не демонстрирует, да и основные компоненты возможной оппозиционной повестки дня, по крайней мере на время, уже перехвачены Медведевым в его статье «Россия, вперед». Дуумвиры действительно договорятся, и прямой электоральной конкуренции между ними не будет. На выборы 2012 года пойдет один из участников тандема и практически гарантированно выиграет их.

Однако неверно было бы думать, что вот это «сядем и договоримся» может быть какой-то совсем уж волюнтаристской процедурой «на двоих» (или даже решаться исключительно в узком элитном кругу) и не имеет отношения к происходящим в стране процессам и к позиции общества.

Дело не только и даже не столько в том, чтобы заранее выбрать этого «кандидата-победителя», а в том, каков будет запрос общества на выборах-2012 и кто ему сможет лучше соответствовать.

А потому стоит посмотреть на сегодняшние массовые настроения и что они сулят потенциальным кандидатам. Пока ситуация выглядит так, что Владимир Путин остается лидером рейтинга и массового доверия. Одновременно он является центральной фигурой в принятии всех экономических решений (что принципиально для элит и бизнеса). Определяет параметры социальной поддержки населения (что является определяющим для главных отрядов активного электората – пенсионеров и бюджетников). Сохраняет неформальное лидерство силового сообщества.

Дмитрий Медведев тоже весьма популярен, но большинство населения придерживается той точки зрения, за которую власть призывала голосовать в 2008 году: за преемственность, за тандем, за то, что Медведев приходит, а Путин не уходит, власть в равной мере принадлежит обоим или даже с некоторым незначительным преимуществом – Путину.

При этом, однако, Медведев уже не просто преемник. Президент становится лидером общенациональной повестки дня развития России, которая связана с задачами модернизации экономики, развития гражданского общества и необходимости победить коррупцию.

Статья Медведева «Россия, вперед» является заявкой на такое содержательное политическое лидерство, предстоящее ежегодное послание должно эту заявку конкретизировать. Тем более что пока со статьей Медведева хоть как-то знакомы, по данным Левада-центра, от силы 20% населения.

А основные идеи президента пока еще не вполне очевидны для большинства. Абсолютный консенсус если и существует, то только по поводу того, что коррупция является фундаментальной проблемой России (с этим согласны 88% граждан), но надежда общества на то, что с этим можно что-то сделать и благоустроить страну, уже значительно скромнее (так думают только 51%). С тем, что Россия – отсталая страна из-за примитивной сырьевой экономики, и вовсе не согласны 60% граждан. 55% считают, что с проведением реформ торопиться не надо, а 70% полагают, что не нужно приносить стабильную жизнь в жертву высоким целям.

Таким образом, Медведеву еще много нужно сделать, чтобы доказать свое лидерство и завоевать большинство. В свою очередь, Владимир Путин, наверное, понимает, что ему тоже необходимо нечто большее, чем антикризисная тактическая повестка дня и соответствующий PR. Поэтому премьер-министр уже заявил о том, что правительство разработает стратегию дальнейшего выхода России из кризиса, и принципы этой стратегии, возможно, политически будут провозглашены уже в ноябре на съезде «Единой России».

Главный вывод, таким образом, состоит в том, что в ходе праймериз дуумвиров мнение общества имеет значение. Вопрос, с чем выходить на эти выборы, не менее важен, чем то, кто на эти выборы из участников пойдет. Нынешний кризис способствует тому, что вопрос «как дальше жить будем?» задают себе практически все. Тем более

выборам 2012 года будет присущ важный психологический момент: нужно будет выбирать «долгое президентство» и самого президента уже не на 4, а на 6 лет, а то и на все 12.

Серьезность выбора здесь даже больше, чем чисто арифметическое удлинение срока.

Поэтому-то и не получится просто выйти на выборы и сказать: «Ну, вот он, я». Совершенно не факт, что хоть Путин, хоть Медведев смогут заведомыми победителями идти на эти выборы без того, чтобы соответствовать тому, за что именно – за какую программу и какой образ будущего для страны – захотят в тот момент голосовать граждане. У самих граждан, в принципе, есть примерно год, чтобы «сесть и договориться» между собой, кто из участников праймериз должен будет уступить, а кто пойти на будущее президентские выборы.

Кто на сайте

Сейчас 5 гостей онлайн

Выборы

Вы́боры — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Также вы вольны выбрать лучшее средство для похудения.

Смысл выборов

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Отличные все о ремонте. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия). Вы теперь можете выбрать лучшие места для отдыха с турагентством Coral-travel Монино.